?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Совпадений, как я верю, не бывает. По пути на Мальту из-за задержки рейска в Москве меня перенаправили через Катанию. А среди документов из HubAir я обнаружила схемы захода аэропорта Catania Fontanarossa. И конечно же решила, что обязательно слетаю сюда сама. Две недели я ждала момента. Но погода в ноябре переменчива, и он все не наступал.

В четверг после прогулки по острову и тщательного изучения прогноза погоды на пятницу (немножко ветренно, но, вроде, не сильно облачно), решила готовиться к полету в Катанию еще раз. И разобраться наконец с AirNav Pro! Убила, кажется, час. Зато поняла, как менять имя маршруту, как выбирать альтернативы, как вводить точки ткнув в карту или по координатам. Даже ввела все reporting points на Мальте! В общем, научилась пользоваться программой спустя два года после покупки. Заодно нарисовала себе бумажный план полета с большим набором частот (от Luqa Ground до Catania Radar).

В пятницу утром проснулась до будильника. Заглянула в прогноз: не CAVOK, но вполне можно летать. Дальше последовали NOTAMы, изучение карт значительных метеоявлений (http://euro.wx.propilots.net/), облачности (знаете ли вы, что на сайте аэропорта Мальты есть спутниковые снимки?). Никаких препятствий для вылета не обнаружила.

В аэропорту была вовремя. Но в этот день улетал Томас, а провести меня в школу внезапно должен был Майкл. Спасибо ему за это. Ждать пришлось полчаса. Ну, хоть не забыли. :) Еще раз посмотрела NOTAMы и погоду. Без изменений! И везде хорошая погода!

Хотела лететь на 9H-CFD и даже отправила по нему заполненный Flight Plan. Но капли голубой охлаждающей жидкости на белом пластике, обнаруженные при осмотре, зародили во мне сомнения: лететь три часа, над морем... Утром кроме меня никто не пришел, поэтому после некоторых колебаний я решила сменить самолет на CFC. Его отличие от CFD только в настройках GPS. Даже вес такой же (да-да, Mass & Balance наше все: Take off, Landing, Zero fuel). Вот только треки не пишет. Но у меня же iPad и бумажная карта, и план полета под рукой. А уж по компасу я точно летать умею.

Позвонила в планирование. "Да, план на CFD принят, нет, поменять самолет просто так нельзя, да, надо новый план." Замазать время вылета и одну букву в плане полета, написать новые (на 15 минут позже и с C на конце соответственно), сфотографировать, послать на email еще раз.

Осмотрела новый самолет. Даже с маслом все хорошо (вчера доливала собственноручно, т.к. было по нижней границе нормы). Ничего не капает, все лампочки в норме. Вернулась. Еще один звонок в планирование, новый план принят! Пора!

IMG_3557

Пока я туда-сюда бегала, настало 7-30 утра, и вдруг в школу прибыла толпа студентов. Двое из них решили лететь в Комизо. Пожалуйста-пожалуйста, но сегодня я первая...

А диспетчер на ground, видимо, перепутал нас мелких с крупными. ATC план он мне диктовал сразу после запроса запуска (а я на батарейке!! Аaa!!!). Ну, ручка в руке, схема выхода известна, ничего не страшно. :) 23 полоса в работе, оттуда прямо на Dingli, потом West Point (наконец-то я могу точно сказать, где он, т.к. AirNav освоен), потом на Comino tower и в набор на частоте Luqa Radar. Летела на 4000 тысячах, чтобы не лезть в разбросанные тут и там облака.
IMG_3561

Совершенно обалденная видимость (реально та часть в 10 kilometers or more, которая "or more"): с середины пути видно и Мальту, и Сицилию. Ветер в попу в среднем около 20 узлов (надо учесть на обратном пути при расчете времени), но ничего критичного. Мои estimates до вылета из FIR и прилета обратно. А за мной коллеги до Комизо.
IMG_3563

Граница FIR. Radar service terminated, связаться с Comiso. О, этот итальянский акцент! В этот раз все прошло по плану. Рассказала, кто я, где я, куда лечу, попросила спуститься на 3500 из-за облачности, да и потом эту высоту по маршруту превышать нельзя. Про меня рассказали второму самолетику (все еще странно слышать Сира вместо Сиерра). Но мне-то дальше! На, простите, Vizzini (оно же S1). А дальше переключаться на Catania Sigonella - военный аэродром. У него болтался кто-то в зоне, но говорил этот кто-то исключительно на итальянском (все военные одинаковы), а с меня стребовали обещание, что к Lentini (S2) я приеду непременно на 1500 футов по QNH. Сначала просто снижалась, но в хорошую погоду можно и голову включить. Сколько там у нас? 2500? Вертикальная -500 в минуту, лететь... о, две минуты. Как раз к точке буду на 1500.

А на горизонте показывают Этну!!!
IMG_3567

Но мне не до нее, мне снижаться дальше. К S3 (но кто же его назовет Sierra tree, только Foce del Simeto) надо занять 1000 футов по QNH. Не проблема. К тому же точка хорошо различима на местности (рядом с дельтой реки), да и ветра почти нет. По команде переключаюсь на Catania Tower. Ага, а тут людно. Международный аэропорт. Итальянский! Полоса не та, что я ожидала по прогнозу. Ветра почти нет. Меняю картинку круга в голове.

На посадку два борта, на вылет один. Послушно занимаю место на downwind: орбиты тут крутить - одно удовольствие. Отличная погода, пейзажи, аэропорт рядом. А на горизонте подтягивает облачка...
IMG_3568

Зато в другую сторону голубое небо. Очередной кадр из серии "найди самолет" (тут - после взлета):
IMG_3571

Красивейшие облака в горизонтальном формате:
IMG_3572

Все разлетелись. Диспетчер предлагает вернуться на downwind, доложить final. Передо мной на полосу садится Boeing 737, машинально отмечаю время посадки на часах. Мне можно туда не раньше, чем через три минуты. Как же приятно, когда нет ветра и солнечно. Заход, касание, убрать закрылки во взлетное положение, full power, взлетаю.

Случайный кадр, одна попытка.
IMG_3573

Слышу в эфире разрешение для Ryanair "line up and wait". Ага, надо бы, наверное, выполнить первый разворот пораньше, чтобы его не держать на полосе. Диспетчер молчит. 600 футов. Поворачиваю в наборе, докладываю right base. А он будто того и ждет: "Proceed to Foce del Simeto at altitude 1000 feet." И сразу же дает Ryanair разрешение на взлет.

Дорога уже известна. Но радоваться пока рано. Осталась самая важная часть - вернуться домой. А на пути над холмами натянуло облачка. Дождит.
IMG_3574

Оглядываюсь. В районе Этны солнце и небо. Топлива на борту еще на 4.5 часа. Вернусь, если станет понятно, что никак.
IMG_3575

S3, S2 и 1500 футов, следующая S1 и 3500. Меня переключают на частоту Comiso. Диспетчер рассказывает, что на аэродроме дождь. Так... Мучительно вглядываюсь в окружающий пейзаж и карту. Мне по плану чуть левее, непосредственно в дождь на пред-предыдущей фотографии. На iPad и встроенном GPS высоты не показываются. Радуюсь, что с собой обязательная бумажная карта, купленная специально для таких полетов. Что тут у нас... ага: слева горки повыше и над ними дождь. Справа (если лететь не прямо по плану, а по долине) дождя нет, облака есть, но чуть выше, да и рельеф пониже. На горизонте видно солнце, так что тучка явно локальная. "Так... а откуда у нас ветер?" - спрашиваю сама себя. А ветер у нас слегка в правый борт. Значит если я попробую обойти дождь слева, а ветер усилится, то расположится эта прелесть ровно у меня над головой. "Значит надо лететь направо," - принимаю решение я. И сразу же запрашиваю обход у диспетчера: "Passed Vizzini at altitude 3500 feet, request reroute via Lago Dirillo".

Мне показалось даже, что он за меня волнуется. Переспросил в свойственной ему манере, где я (уже над озером, да). Потом предложил лететь к Mazzarrone, уточнив, знаю ли я, где оно (на карте вижу, дороги вижу... допустим, знаю). Попросил сообщить, когда я буду там, и замолчал, получив ответ. Я была ему очень благодарна за заботу и за то, что он, вопреки ожиданиям, не переспрашивал меня estimates и местоположение каждую минуту.

Как будто в подтверждение правильности решения за окном показали радугу (черт, а фонарь-то надо было протереть перед вылетом! это не сегодняшние капли):
IMG_3576

Но вот и Mazzarrone (окрестила его про себя моцареллой). Облако слева, передо мной нет дождя, на горизонте солнце и Marina di Ragusa. Запросила direct. Диспетчер разрешил. И даже на всякий случай разрешил сесть у него на аэродроме (вдруг мне мокро :))! Вежливо поблагодарила, отказалась (куда ж мне в дождь).
IMG_3577

Пролетая мимо аэродрома доложилась, помахала ручкой.
IMG_3579

А вот и долгожданная Marina di Ragusa. По сравнению с планом опаздываю на несколько минут.
IMG_3584

Диспетчер разрешает переключиться на Luqa approach, когда мне будет удобно. Благодарю его от всей души за помощь и желаю хорошего дня. На частоте никого нет, поэтому не вижу в долгом, против стандартного, прощании никаких проблем.

Надо отметить, что полеты в России и, как ни странно, на Кипре научили меня постоянно проверять, как ощущает себя карбюратор, не обледенел ли он. И за прошедшие два часа я регулярно включала carb heat, даже несмотря на то, что обороты были достаточно высокими. Температура воздуха +10 и высокая влажность способствуют обледенению. Но никогда за свою небольшую летную жизнь я не ощущала того, что в учебниках называется rough running. Покидая берег Сицилии я исключительно на всякий случай вытянула ручку обогрева карбюратора на себя. Двигатель пару раз запнулся и поехал работать дальше. "Епрст," - подумал Штирлиц. А ведь ничего, кроме погодных условий, не предвещало. Оставила обогрев работать на несколько минут. Потом выключила, отметив, что обороты, как и положено, выросли обратно.

Благодаря разрешению связаться с Мальтой, когда захочется, я поздоровалась с Luqa Radar ровно в указанное мной при покидании FIR время. Ну и что, что до границы еще 10 минут пилить. И не важно, что ground speed около 70 узлов, хотя и пилю я на разрешенных 96KIAS. Зато меня никто не ищет в эфире. :) А за бортом красота!
IMG_3585

Прошло 10 минут, вдали показался берег Мальты. Лечу и думаю: "По-хорошему, сейчас надо включить обогрев карбюратора, проверить, что там еще чего-нибудь не налипло, но как же страшно, что он опять может "икнуть"." Страшно, аж жуть. "Но ведь именно для этого мы и включаем обогрев!!! Вон и кораблик, если что..." - уговорила я себя и потянула ручку. "Ик," - сказал двигатель один раз. "Ок," - подумала я и оставила обогрев наподольше.
IMG_3586

И еще пейзажик:
IMG_3587

В основном для тренировки послушала ATIS параллельно с основной частотой (а над аэродромом облачно, однако). По команде снизилась, связалась с Luqa tower. Расслабиться? Нет, нельзя, потому что, во-первых, активна danger zone (стреляют-с), а во-вторых, на полосе ветер с порывами до 26 узлов. Собираю остатки сил в кулак, прошу full stop landing. Никаких конвейеров после 3 часов полета с приключениями.

Я первая на заход. За мной Diamond DA-42 из нашей же школы.
Немножко колбасит перед полосой. Выравнивание, не самое нежное касание. Уф... Немножно далековато. Пока торможу, проезжаю мимо рулежки. Backtrack, освободить, flow, checklist, связаться с ground.
IMG_3589

"Apron 3, shutting down". Ура!! Я дома!!! Отличный получился полет! Интересный со всех сторон. И подумать было, и посмотреть, и поговорить. Наверное, не все было идеально, но как же приятно, что все получилось.

Спасибо тебе 9H-CFC.
IMG_3591

Выдохнуть, заправить, поставить на место. Сегодня пятница, всю неделю не было дождя, поэтому еще и помыть CFC довелось. Вот такой он, мой герой дня, сразу после душа. :)
IMG_3593

Земное продолжение последует.

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
(Screened comment)
maria_gorbatova
Dec. 26th, 2013 08:06 pm (UTC)
Я получила ответы на свои вопросы и выполнила поставленную перед собой задачу. Обсуждать пока нечего.
(no subject) - maxitourist - Dec. 27th, 2013 05:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - maria_gorbatova - Dec. 27th, 2013 06:30 am (UTC) - Expand
МАРИЯ-MARIA!!! - maxitourist - Dec. 27th, 2013 07:43 am (UTC) - Expand
Re: МАРИЯ-MARIA!!! - maria_gorbatova - Dec. 27th, 2013 08:29 am (UTC) - Expand
shadowtramp
Dec. 26th, 2013 08:10 pm (UTC)
Пейзажи, конечно, из другого мира.
maria_gorbatova
Dec. 27th, 2013 07:15 am (UTC)
Всякий необычный ракурс интересен. :)
ocm
Dec. 26th, 2013 09:17 pm (UTC)
пока читаешь голова от всех операций пухнет :) неужели они потом в подкорку ложатся и летать становится в удовольствие? :)
maria_gorbatova
Dec. 27th, 2013 06:39 am (UTC)
Конечно ложатся. Может, не все и не сразу, но ложатся. Даже появляется время посмотреть вокруг. :)
Мой инструктор как-то сказал, что "если вам в самолете нечего делать, пора делать FREDA* check". :)

---
*) Fuel, Radios, Engine, Direction Indicator, Altitude
(no subject) - ocm - Dec. 27th, 2013 06:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - maria_gorbatova - Dec. 27th, 2013 07:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - averros - Dec. 27th, 2013 09:01 am (UTC) - Expand
kruzzik
Dec. 26th, 2013 11:21 pm (UTC)
Лайк
maria_gorbatova
Dec. 27th, 2013 06:40 am (UTC)
C твоими развлечениями не сравнить. :)
(Deleted comment)
maria_gorbatova
Dec. 27th, 2013 07:15 am (UTC)
Всё может быть. :)
basskonst
Dec. 27th, 2013 07:31 am (UTC)
Хм) интересно, а у нас планы на внетрассовый полет давно без DCT принимаются.
Можно писать точки или координаты через пробел.

И еще вопрос: equipment U/S в вашем случае, это что?
Если сравнивать с нашими сокращениями, то U- это Радиостанция УВЧ (ДМВ) диапазона
S-"стандартное оборудование": стандартные исправные средства связи, навигации и захода на посадку. К стандартному оборудованию относятся: две ОВЧ (МВ) - или ОВЧ/УВЧ (МВ/ДМВ)-радиостанции, ВЧ (КВ)-радиостанция, переговорное устройство и устройство записи переговоров по СПУ, радиовысотомер малых высот, радиотехническое оборудование посадки, авиационный радиокомпас.

Неужели всем этим Сиеррка укомплектована? ))
maria_gorbatova
Dec. 27th, 2013 08:17 am (UTC)
Я честно списала. :) Не всё, правда, т.к. там в других частях формы были косяки похлеще в части Survival equipment.

Думаю, что там DCT можно было между точками S1-S2-S3 не присать.

По второму вопросу - нет конечно, такого оборудования у нас на Сиерре нет. Потому что "The first suffixes will denote the COM/NAV equipment, followed by an oblique stroke, and another suffix to denote the SSR equipment." Другой вопрос, что там, возможно, должно быть C вместо S. Т.е. V/С.



Edited at 2013-12-27 08:21 am (UTC)
(no subject) - basskonst - Dec. 27th, 2013 08:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - maria_gorbatova - Dec. 27th, 2013 08:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - basskonst - Dec. 27th, 2013 08:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - maria_gorbatova - Dec. 27th, 2013 08:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - basskonst - Dec. 27th, 2013 08:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - strelok_radist - Dec. 29th, 2013 01:24 am (UTC) - Expand
olmega_rus
Dec. 27th, 2013 07:45 am (UTC)
В чем прикол AirNav Pro? Мне показалось или там только аэропорты показывает и то не все?

AirTrack не больше ли подойдет для полетов? Или Air Navigation Pro? Второй подходит для планирования VFR.

Ксати вот еще хорошая ссылка http://skyvector.com/
Там есть слои World Hi, World Lo, World VFR

Edited at 2013-12-27 08:09 am (UTC)
maria_gorbatova
Dec. 27th, 2013 08:19 am (UTC)
Прикол в том, что там можно построить полностью маршрут. И он сам будет в процессе считать, сколько осталось лететь, показывать текущий вектор и расстояние на 2 и 5 минут. Ну, и много всякого еще. Теоретически, даже погоду может показать, но мне не удалось пока.

AirTrack не видела.
(no subject) - olmega_rus - Dec. 27th, 2013 08:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - maria_gorbatova - Dec. 27th, 2013 08:36 am (UTC) - Expand
varera
Dec. 27th, 2013 09:02 am (UTC)
Круто
maria_gorbatova
Dec. 27th, 2013 10:16 am (UTC)
Да! :)
aavenger
Dec. 27th, 2013 04:41 pm (UTC)
Замечательные приключения, впечатления и опыт :)))
yellana
Dec. 28th, 2013 12:24 pm (UTC)
Эхх, здорово то как!
( 32 comments — Leave a comment )