?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Точнее в пятницу субботу 13го...

Вот такой прогноз ждал меня сегодня перед выходом на IR/ME skills test:
LMML 130645Z 13022KT 9999 BKN008 23/20 Q1015 NOSIG

Натуральный такой IMC. На 5000 футов ветер 140/20, на 10000 - 360/10. Поколбасит определенно.

Удивляюсь, что не было извержения вулкана, как когда я улетала пару недель назад, или, например, забастовки диспетчеров, как в день моего CPL skills test. Только сильный ветер строго по благоразумно выбранной полосе 13, да мысли о том, что надо бы не забыть, что будет сдувать нафиг при полете по SID.



В голове при взлете одни чеки: positive rate of climb, gear up, 300 feet above ground, flaps up, adjust power for climb, landing light off, 1000 feet above ground, fuel pumps off… 2000 feet, пора переключаться на Luqa radar. Устаканились, теперь бы сменить DME на GZO VOR.

Самолет на удивление послушен. Несмотря на сильный ветер (после взлета было и 30 узлов), его не колбасит (и меня, соответственно, тоже). Только наверх он совсем не хочет, т.к. даже на 5000 футов +21. Диспетчер, как в первый момент кажется, взволнованным голосом, сообщает о турбулентности между 7000 ft и FL100. Потом становится понятно, что голос у него все время такой.

Direct Nelda на автопилоте почти удалось изобразить. Край облака между Мальтой и Сицилией (про него предупреждал метофис; никакого электричества внутри) добавляет приятных ощущений, развлекая меня подъемами и спусками, на которые автопилот не способен. Ну и бог с ним, красная кнопочка, летим ручками.

Немножко выдохнуть в промежутке между облаками. В Комизо прилет, поэтому Catania approach не дает снижение. А перед носом еще одна тучка с трясучкой и дождиком. Пока экзаменатор придумывает, как бы поудобнее задать мне зону ожидания рядом с Nelda, чтобы в тучку не лететь, Catania милостиво разрешает продолжить полет в сторону зоны ожидания COM, снижаясь на 5000 футов.

Прилетела в зону ожидания, гладенько зацепилась… Но стоит только сосредоточиться на следующей цифре, отказ двигателя (имитация, да). Эээ… этого не обещали! В +25 на 5000 футов на одном двигателе эта тарантаска может только снижаться. Но нам-то по плану и процедуре дальше тут висеть. Экзаменатор добавляет чуть оборотов на “отказавшем” двигателе. Во, так гораздо лучше. К этому моменту пора поворачивать назад к VOR. Собираю стрелки обратно в ровную кучку. Так, когда буду на месте, надо включить секундомер и начать снижаться.

Comiso VOR Z Runway 05 approach проходит ровненько, несмотря на “отсутствие” одного двигателя. Снижаться-то нам так хорошо. В пары Distance to VOR/altitude попадаю практически идеально.

Конвейер по плану для обновления ME-рейтинга (двигатель заработал же ж :)). Диспетчер говорит, что IFR пилотам визуальные полеты по кругам не положены. Договариваемся, что IFR план мы отменяем, а там как пойдет. Второй круг посадка без закрылков. На Твине это выглядит так будто самолет садится, не поднимая нос. Но я-то знаю… Третий заход - опять "отказ" двигателя. До минимума экзаменатор командует go around! - проверяет уход на второй круг. А раз двигатель один, надо сразу убирать все, а то, как мы знаем, самолет вверх не летит. Впрочем, он и в clean configuration еле крадется из-за жары. На этом asymmetric круги заканчиваются, и можно лететь домой.

Договариваюсь про 5500, чтобы не лезть далеко наверх (двигателям не нравится, лезем все равно еле-еле), а смысла ноль.
По пути general handling для все того же обновления ME-рейтинга - stalls, steep turns… И опять все получается. Я начинаю подозревать вселенский заговор.

Остается precision approach. Из ATIS выясняется, что мы удачненько попали в промежуток с фейерверками (10–00 - 10-20 UTC), обозначенный в NOTAM, из-за которых полоса 13 закрыта на посадку. И никого не смущает, что на улице полдень! Прошу векторение для захода, when available, когда удается вставить слово в речь знакомого диспетчера, который разводит штук пять самолетов, не готовых садиться с боковым ветром в 18 узлов на полосу 23, по зонам ожидания.

Я четвертая на посадку, и векторят меня ну очень издалека. Уточняю, стоит ли мне и дальше торчать на 4500, где я оказалась после general handling, снижают до 4000, потом и до 3000. Дальше остается только ждать. Ветер на 3000 футов, меж тем, до 36 узлов. Localizer, glide slope, checks. Чем ближе к полосе, тем ниже, тем сильнее турбулентность от неровностей рельефа. Футов за 200 до минимума самолет поднимает подвернувшимся потоком вверх так, что уже никакого вам fully established. Оставаясь на курсе полосы, ухожу на второй круг, не пытаясь догнать глиссаду. Даже если это “не сдал”, то хоть жить буду долго и счастливо.

Второй заход - векторят на 7 miles final. Держусь за localizer и glideslope практически зубами, не допуская отклонения больше четверти шкалы (можно до половины), колбасит знатно, что меня, что самолет. Final checks (3 greens - зеленые горят!!! :), props fully forward, fuel pumps on). За 100 футов до минимума экзаменатор стягивает с меня очки. Ба! Полоса!!! Flaps full, аккуратненько на середину, целимся в маркеры. Довольно изящная посадка получилась, несмотря на ветер.

Разворот на полосе, катимся назад на apron 1. Экзаменатор не мучает меня неизвестностью и поздравляет сразу после выключения. :)


Завтра доделать бумажки и отдать их в CAD для вписывания в лицензию Instrument Rating / Multi-engline.

Теперь обновление IR ждет ежегодно, но результаты сдачи ATPL теории останутся в целости и сохранности. Еще раз 14 экзаменов не надо.
Ура.

Спасибо Malta School of Flying, Trevor Darmanin, Patrick Fenech и всем-всем-всем, кто помогал и поддерживал. :)

ЗЫ В процессе курса наконец поняла, что такое circle-to-land, которое иногда упоминает denokan. Это вам не сухую теорию читать. :)

Tags:

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
olorin
Jun. 13th, 2015 06:56 pm (UTC)
Каждый раз восхищение: столько всего сложного, а ты умеешь;)
Кстати, начинала летать ты в России? Челавиа?

Edited at 2015-06-13 06:56 pm (UTC)
maria_gorbatova
Jun. 13th, 2015 06:59 pm (UTC)
:)
Да, начинала в Челавиа. И продолжаю иногда.
boeing
Jun. 13th, 2015 07:46 pm (UTC)
Махик, ну ты ваще!
А как тебе 2006, кстати? Он чего летает-то еле-еле, такая прям адская жара или движки просто дохлые стоят?
maria_gorbatova
Jun. 13th, 2015 08:04 pm (UTC)
Движки дохлые для такой тушки, да. Особенно, когда один. :)
Летать на нем интересно.
boeing
Jun. 13th, 2015 08:06 pm (UTC)
Когда мы уже услышим на регулярных рейсах приветствие от капитана голосом Махика, э?:)
yudaev
Jun. 13th, 2015 08:27 pm (UTC)
>За 100 футов до минимума экзаменатор стягивает с меня очки.

Что это значит?
maria_gorbatova
Jun. 13th, 2015 10:24 pm (UTC)
При visual meteorological conditions должны использоваться foggles - https://www.google.com/search?q=foggles&ie=utf-8&oe=utf-8
Их он с меня и снял.
aavenger
Jun. 14th, 2015 03:04 am (UTC)
Целая эпопея! Еще раз поздравляю, Маш! :)
maria_gorbatova
Jun. 14th, 2015 10:01 am (UTC)
Всего 3:36 по времени. Спасибо! :)
brother_alik
Jun. 14th, 2015 08:00 am (UTC)
Поздравляю, Мари! :)
Это круто! :)
И замечательный рассказ! :))) Вспомнил свой чекрайд...
maria_gorbatova
Jun. 14th, 2015 10:02 am (UTC)
Спасибо большое, Олег!
furry
Jun. 14th, 2015 09:19 am (UTC)
(вот так, наверное, выглядят для моих френдов мои рассказы про сейлинг)
Терминологию поняла не очень, но круууто! Поздравляю!
maria_gorbatova
Jun. 14th, 2015 10:03 am (UTC)
Спасибо!
Да, примерно так выглядят. Но это не мешает мне наслаждаться бодростью повествования. :)
aviator_ru
Jun. 15th, 2015 10:24 am (UTC)
Умничка!
Молодец!
( 14 comments — Leave a comment )