?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ночь первая

Проснулась, разглядела апельсины и лимоны за окном. Расчехлила фотоаппарат. Решила в этот раз отыграться за то, что в прошлый ничего не снимала.
DSC_2557

Апельсины:
DSC_2559

К оговоренному времени выползла на завтрак (как теперь ясно - удачно, что он был поздно). А потом собралась и отправилась в сторону аэропорта, решив заехать на пляж и освежить в голове AIC под шум волн. Вывод утра: ночью мне нужен CAVOK, а то на маршруте особо не разлетаешься - просто не дадут вылететь. :(

Пейзаж, способствующий чтению AIC:
DSC_2562

Кусты, среди которых мог бы быть самолет, если бы камера лежала поближе.
DSC_2563

И прибой, холодный:
DSC_2567

В этот раз мой инструктор Крис. Будет приличный акцент после, я надеюсь. :) Днем освежили в голове самолет. Самолет сначала не поддавался, но потом как-то рраз... И всё вернулось. Слетали в Акамас, полетали развороты и сваливания (три вида :)). Фото и видео нет, т.к. первый раз я решила не отвлекаться.

Прочитав перед вылетом вечером брифинги, я как-то немного напряглась. Как минимум взлет сулил полет по приборам, да и дальше, в общем, всё могло быть.

Осмотр самолета с фонариком - это палево. Не прикинешься, что всё посмотрел - видно, куда светит луч. Я и так не халтурю, но тут пришлось собраться и вспомнить всё. И вот мы в самолете. Ответственный момент: первая связь с диспетчером. И тут я понимаю, что профукала послушать ATIS. Вот вам и индикация уровня стресса! Ладно... надеюсь, там не было CAVOK, а то может получиться очень обидно. В общем, опустили этот момент, получили от диспетчера давление аэродрома. Собрались с мыслями и пааааехали! Медленно, аккуратно, глядя по сторонам: смотришь вперед, кажется, что еле едешь; переводишь взгляд в бок - мамадорогая, надо тормозить.

Проверки, ready to copy ATC clearance, request to remain in circuits... Тут всё нормально. Cleared to take off runaway 29... а stop line отключить забыл! Кхе-кхе, Гриффон 05, а можно нам как-нибудь... И тут случается волшебное: красные огни отключаются, и спустя мгновение зажигается зеленая стрелка, приглашающая на полосу. Красиво! :)

Выруливаем, останавливаемся. Крис просит запомнить, как выглядят огни по краям полосы - это знание пригодится на посадке. Внутри не видно практически ничего. Снаружи огни полосы аккурат в глаза. Разбег, 60 knots, rrrrotate... Если есть свет внутри, то наружу можно не смотреть - там все равно ничего не показывают. 500 футов, разворот. Тэкс... какой там курс... полоса 290, мы летим левым кругом, значит 200. Ого, уже пора перестать поворачивать. Выравниваю самолет, по-прежнему в наборе, смотрю наружу. Там светится огнями аэропорт. Полоса под 45, поворачиваем! Первый ночной доклад. Диспетчеру не важно, что я первый раз ночью, просит доложиться на final.

Все выглядит странно, но огни PAPI показывают, что я точно на глиссаде. Задумалась, насколько точно мы летаем: у правильной глиссады угол 3 градуса, полградуса вверх - третий белый, вниз - красный. А попробовать нарисовать эти градусы на бумажке... и не получится. Перед полосой побалтывает - ветер с моря порывистый, хоть и слабый. Стараюсь не раскачивать самолет. Полоса уже близко, видно только ее огни... и тут появляется центральная линия (в Пафосе огней по центру самой полосы нет). Мммама... Крис молчит, я сажаю самолет. Кажется, слегка высоковато выровнялась... Села, выдохнула. Закрылки убрать, вернуться на центр, полный взлетный.

Ко второму кругу глаза привыкли к свету внутри кабины (подсветка приборов не очень, поэтому пользуюсь красным налобным фонарем, светил бы еще послабее!), уже легко перехожу на авиагоризонт. Доклады, проверки. Вторая посадка. И даже вспоминаю, что надо проверить положение триммера.

Тут в аэропорту началась движуха. Взлетаю левым кругом, почти у третьего разворота диспетчер просит сделать виражик "там, где вы есть". А это значит, что можно потренироваться в виражах по приборам - снаружи непроглядная мгла. Ночь, однако. Крис подбадривает. А я как-то уже и не боюсь. :) Первый виражик несколько криво, второй лучше. Самолет на земле неторопливо выруливает на взлетку и так же неторопливо взлетает. Только я собираюсь сказать, что хочу домой, влезает Easyjet, который готов войти в зону аэродрома, прослушал ATIS и вообще молодец. Докладывается невыносимо долго. Крис советует повернуть на Base и, когда этот кекс закончит, сказать об этом диспетчеру. Только начинаю разворот, в эфире наступает тишина. Griffon 05, request base. - Report final, Griffon 05. И без моего доклада через минуту: "Cleared for touch-n-go runway 29, right turn out". Ага, Изик на подходе. :) А мы посмотрим, как выглядит деревня Ахелия с воздуха ночью. И покрутим виражики в другую сторону.

Виражик раз. Диспетчер бдит. Спрашивает Изика, где он. А тот далеко. Griffon 05, able for short approach? - Affirm Griffon 05. Тренировать надо все! Встраиваемся в круг, заранее тормозимся, выпускаем закрылки. И практически без прямых заходим на полосу. Тут мне стало немного страшно, т.к. ориентиров не было до самого появления в поле зрения полосы, а садиться-то надо. Но все хорошо. Даже снова два белых-два красных.

Разбег, взлет, снова направо. Аккуратно строю круг. Диспетчер просит Изи ускорить катание по полосе. А я ухожу немножко дальше, чтобы не пришлось уходить на второй круг. Устала. Только собираюсь спросить, не пора ли нам домой, Крис сообщает, что следующий круг крайний. Ура!

Хочу ли я попробовать зайти без PAPI (а то чего-то слишком легко на полосу попадаю)? Хочу конечно. Тяжело в учении... Круг левый, так что ориентиры знакомы. "Как ты думаешь, где ты относительно глиссады?" - интересуется Крис. "Мммм... (а фиг знает!)... высоко?" Но нет - это типичная ошибка в ночи, когда нет визуальных ориентиров на земле; так называемый эффект черной дыры. Огни полосы сливаются в одну линию, дорога перед полосой еще далеко, а у меня уже 300 футов. Гааааазу, штурвал на себя немного. Между огнями появляются просветы. Вот так хорошо.

Обратила внимание на то, что кажется, что полоса приближается очень медленно. Если б я смотрела вбок, поняла бы, что это только видимость. Небольшой перелет (без PAPI тяжко), но тут нет повода напрягаться, т.к. полосы много. Спокойно выравниваюсь, задержать, мягкое касание полосы! Попное чувство вернулось. :)

А воскресенье - выходной. Попробую чего-нибудь поснимать Гоупрохой на видео и фото, чтобы завтра быть во всеоружии.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
kruzzik
Mar. 10th, 2013 10:00 am (UTC)
Ветер с моря дул ветер с моря дул :)
Успехов, Машечка!
maria_gorbatova
Mar. 10th, 2013 03:41 pm (UTC)
"Нагонял беду, нагонял беду"? :)
Спасибочки. :)
kruzzik
Mar. 10th, 2013 03:44 pm (UTC)
Ненене, никаких бед, просто так дул.
maria_gorbatova
Mar. 10th, 2013 03:50 pm (UTC)
:))))
Мне предложили спросить специально обученного инструктора про instrumental flights (включая заход на посадку!). Думаю соглашаться...
kruzzik
Mar. 10th, 2013 03:56 pm (UTC)
Повторяю тебе слова инструктора, которые меня очень вдохновили: "всеми возможными способами увеличивай свой летный опыт".
Предлагают - надо брать :)
maria_gorbatova
Mar. 10th, 2013 03:59 pm (UTC)
По моей радости от движухи в аэропорту и возможности покрутить виражики, думаю, понятно, каким путем я иду. (А кто-то мог бы и расстроиться, что "тратит время"!) :)
Завтра он будет в школе, спрошу... :) Развлеки себя сам, блин. :)))
boeing
Mar. 10th, 2013 11:05 am (UTC)
Кррруто. Я вообще ни звезды не понял, но очень круто. Маша, что такое два белых два красных?
maria_gorbatova
Mar. 10th, 2013 03:43 pm (UTC)
Два белых, два красных показывает тебе, что ты точно на глиссаде, т.е. на правильной высоте для данного конкретного положения самолета на посадочной прямой. Когда оно так, хорошо приземляться. :)
dvv
Mar. 10th, 2013 12:54 pm (UTC)
Ай класс. А виражик прям так на кругу и говорят делать? Чудно́…

Edited at 2013-03-10 12:55 pm (UTC)
maria_gorbatova
Mar. 10th, 2013 03:44 pm (UTC)
Угу. Правый на левом кругу и левый на правом. Тут это нормально. И если ты читал предыдущую серию постов с Кипра, то, возможно, знаешь, что левый круг для мелочи, когда никого из крупных нет на подходе, а правый - когда диспетчер кого-то ждет. :) Можно попросить, конечно, лететь другим кругом, если никого нету. :)
dvv
Mar. 10th, 2013 04:16 pm (UTC)
Ну я к тому, что у нас 360 на паттерне неслыханно. Могут скорость попросить сбавить, могут сказать "extend downwind, I call your base", реже могут S-turn запросить, но 360 — эт вряд ли. Да и подозрительно это как-то: можно легко полосу и паттерн потерять из виду, когда так крутишься…
maria_gorbatova
Mar. 10th, 2013 04:22 pm (UTC)
Extend downwind - это тоже нормально тут. Но особо не разлетаешься - горы, города, вояки... Поэтому выкручиваются как могут. А что до полосы и круга - остров маленький, аэродром большой, заметный, потеряться без шансов. :) К тому же контролируемое воздушное пространство - найдут и вернут... :)
disp_dme
Mar. 10th, 2013 01:29 pm (UTC)
Маш ты от жж далеко не отходи, в смысле не забывай писать такие классные рассказы))аж дух захватило, особенно про налобный фонарик понравилось;-)
maria_gorbatova
Mar. 10th, 2013 03:48 pm (UTC)
Спасибо, Слава. :) Сейчас не напишу, потом детали уже не вспомню, так что работаю над собой. Позитив для всех! :)
aavenger
Mar. 10th, 2013 05:57 pm (UTC)
Чудесный рассказ о ночных приключениях в солнечных краях :))) И фотографии отличные, разве что холодный прибой выглядит таким теплым... :)))
fotoromantik
Mar. 10th, 2013 06:52 pm (UTC)
В который раз поражаюсь, как ты пишешь, Маш. Как буд-то рядом сидел! Клево! Спасибо! Очень реалистично!
maria_gorbatova
Mar. 28th, 2013 11:44 am (UTC)
Пожалуйста. :)
a_lamtyugov
Mar. 11th, 2013 09:59 am (UTC)
Молодец!

Очень рад за тебя.
maria_gorbatova
Mar. 28th, 2013 11:43 am (UTC)
Спасибо, Андрей. Рада, что ты вернулся в мой жж
d_voronin
Mar. 28th, 2013 11:02 am (UTC)
Пока еще до конца не все понимаю, но интересноооо! :)
maria_gorbatova
Mar. 28th, 2013 11:42 am (UTC)
Ты спрашивай, если что. Я расскажу. :)
d_voronin
Mar. 28th, 2013 07:06 pm (UTC)
Таааак, сейчас запасусь вопросами и....)))
( 22 comments — Leave a comment )