Меня несколько напугали "сложностями" пересечения границ FIR. Оказалось, что кипрская подготовка (в частности полеты из Пафоса в Ларнаку и обратно) - необходимый и достаточный минимум. На границе просят только estimates до возвращения на Мальту и иногда до, собственно, самой границы FIR от Мальты. На этом все сложности заканчиваются. Опыт общения с диспетчерами в воздушном пространстве класса Bravo быстро вылезает из тайных закоулков памяти.
Но первое пересечение границы я произвела в качестве пассажира.
На рулении. Ангар Lufthansa technik - один из источников турбулентности на полосе.

Для VFR departures обычно используется полоса 23-05. Когда боковой ветер на ней превышает 15 узлов, мелочи разрешают пользоваться полосой для взрослых - 31-13.

Взлет. Справа от полосы 23 стоит кучка самолетов. Похоже, у них там парковка уже очень давно. Когда проезжала мимо них по дороге (идет прямо за забором аэропорта), отметила, что стоят они очень кучно. Просто так не разберешь.

А это уже берег Сицилии.

Она другая - внезапно зеленая и без вездесущих каменных заборов, так характерных для Мальты.

Тут даже деревья другие. И поля, в которые можно сесть, если что. На Мальте таких почти нет.

Судя по местоположению, это Ragusa.

А вот и цель нашего перелета - аэропорт Comiso. Международный аэропорт, в который летает Ryanair. Полоса 05.

После третьего разворота.

Пользуясь случаем, снимаю непосредственно на полосе. А диспетчер на flare интересуется намерениями...

Справедливости ради надо сказать, что когда этому диспетчеру (а он один и тот же) заранее сообщаешь estimates и intentions, он не спрашивает их постоянно.
На этом аэродроме я первый раз в жизни посадила самолет из правого кресла. Интересно, странно, надо тренироваться.
А это уже снова Мальта. Saint Paul's bay.

Тут, кажется, делают соль.

В правом нижнем углу Madilena fort. Издалека находится по черной вышке на соседнем холме, вблизи - по скоплению антенн в непосредственной близости.

Saint Julians. Лететь 5 минут, ехать полчаса.

Залив рядом с Валеттой.

Сооружения в самой Валетте. С воздуха кажется, что там крепость типа музея, а на деле люди живут.

Еще кусок Валетты.

"По дороге" домой решила заскочить в Мосту и посмотреть изнутри на знаменитый купол (3й по величине в Европе, 9й в мире). Время работы ~9-11 и 15-17 кроме воскресенья. Оно может меняться (интернет и надписи на месте разошлись в показаниях). Красиво, впечатляюще. Но на фотографии не передать.

Продолжение следует.